ОХОТНИК
образование

Четыре признака результативного ученика, и как из отстающего стать успевающим

Эта статья не для школьников. Она ориентирована на взрослых, занимающихся самообразованием. В ней я делюсь своими наблюдениями за успехами своих студентов: выделяю четыре признака того, кто претендует на хороший результат в обучении, и даю совет тем, кто чувствует, что образование даётся ему с трудом.

Четыре признака результативного ученика

Я начал педагогическую деятельность ещё студентом, когда в 2003-м получил диплом инструктора по славяно-горицкой борьбе и приступил к организации групповых занятий в бойцовском клубе «Стрелы Перуна» (Йошкар-Ола). В 2007-м я уже возглавлял этот клуб, в 2010-м стал тренером по ШТУРМу, а с 2014-го стал осваивать онлайн-платформы для ведения занятий через интернет.

К этому времени боевые искусства в поле моих интересов были серьёзно потеснены психологией. И к сегодняшнему дню основную часть образовательной деятельности я веду именно в онлайн-формате. Скажу, что за семь лет практики командных тренингов и индивидуальных занятий у меня накопилась значительная статистика по успеваемости своих студентов, и я могу точно определить уже на начальной стадии обучения, насколько серьёзных успехов добьётся человек, подключившийся к курсу.

Ниже я опишу четыре признака результативного ученика, расскажу о том, что лежит в ключе эффективного обучения и дам практический совет тем, кто чувствует, что онлайн-образование даётся ему с трудом.

Итак, четыре признака результативного ученика:

1. Дисциплинированность.

С самого начала человек, претендующий на триумфальное финиширование, выполняет все задания точно в срок, без пропусков и затягиваний. Это свидетельствует о том, что он интегрировал в свой распорядок дня онлайн-уроки и работает с ними по расписанию, а не от случая к случаю.

2. Прикладной подход.

Из отчётов студентов сразу видно, кто выполняет задания на практике, а кто отчитывается формально. Первые всегда получают индивидуальный уникальный опыт и спешат им поделиться. Вторые ограничиваются общими формулировками. А любая методика гарантирует результат только в случае выполнения заданий на практике.

3. Внимательность.

Невнимательный студент, прочитав задание, упускает из виду многие существенные моменты, даже если они прописаны крупным шрифтом. Ему бы следует перечитать задание второй раз, но редко кто так делает: если тебе что-то неясно, то проще списать это на нечёткость подачи материала, чем на собственную невнимательность. Чем выше способность к сосредоточенности, тем выше результативность.

4. Обратная связь.

Успешное обучение, не важно классика это или онлайн-формат, строится на плотном диалоге с преподавателем. Тот, кто молчит, в итоге остаётся в плену своих заблуждений. Главное из которых: я всё правильно понял. Тот, кто старается с ходу выйти на плотный диалог с преподавателем, усваивает материал быстрее, а результаты получает существеннее.

Все вышеперечисленные принципы объединены общим свойством — высокое качество мышления. Чем эффективнее мыслит человек, тем легче даётся любое обучение. Но как быть тем, кто осознаёт хаотичность своего мышления и понимает, что это сильно тормозит образовательный процесс?

Один инструмент повышения качества обучения

Результативность обучения, как мы выяснили, всецело зависит от качества мышления студента. Внимание, умение организовать своё время и даже волевые качества — всё это про мышление. И тут важно понять, что обучение с одной стороны требует соответствующего качества мышления, а с другой — его развивает. И даже если, сравнивая свои результаты с другими, вы понимаете, что они не столь впечатляющие, главное — чтобы они были.

Вы не можете по щелчку пальцами повлиять на свою внимательность или добавить щепотку волевых способностей в бульон своего «Я», но есть кое-что, что вы способны сделать однозначно. И это кое-что значительно повлияет на качество вашего обучения — диалог с преподавателем, то есть четвёртый пункт из нашего списка.

Когда я вхожу в пространство неизвестного, превыше всего я ценю общение с экспертом. Час общения со специалистом лучше прочитанной книги. Живой семинар, где есть возможность задавать вопросы и получать ответы, лучше онлайн-обучения. Онлайн-обучение с индивидуальным консультированием лучше, чем таковое без сопровождения.

Любая обратная связь повышает качество обучения в разы. Почему? Потому что во время общения, во время диалога мозг работает совершенно по-другому, чем при простом потреблении информации. Хотите усилить эффект обучения? Ищите возможности задавать вопросы преподавателю. Ибо сказано (по-моему, мной):

Не задан вопрос — не будет услышан ответ…

Рудияр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − два =