национальный бокс

Нужен ли России национальный бокс?

Муай-тай сегодня раскручивают не только тайцы. У тайцев на всё денег не хватает. ММА давно стало формой международного бизнеса под американским флагом. Японцы дорожат тайнами каратэ, а Китай бережливо хранит Шаолинь. Французы, не смотря на свою любовь к дзюдо, благоговейно практикуют сават. Даже бразильцы за не имением коренного стиля, изобрели собственное джиу-джитсу. А каковы перспективы национального бокса в России?

Для чего нужны национальные школы боя?

В конце XIX века Япония начинает активно «рассекречивать» клановые школы боя, прежде не доступные широким массам.  Их начинают преподавать в университетах по всей стране. Термин «дзюцу», что означает «техника», заменён на «до» — «путь». Боевое искусство из инструмента уничтожения противника превращается в инструмент воспитания патриота. Стране нужны патриоты. Что, как не национальное бойцовское движение, способно дать стране новых героев?

Следует помнить о том, что национальная школа боя всегда опирается на «национальный дух», то есть неразрывно связана с традициями страны, культом предков и прочими важными в идеологическом отношении моментами. Интернациональный спорт лишён подобных сентиментов. Там всё просто: победил — награду получил. Можно из любителей попасть в профи, заключить выгодный контракт с мировым правительством зарубежным промоушеном, и скоротать пенсию за бугром.

Поэтому государству, стремящемуся укрепить свои позиции, выгодно поддерживать национальные школы боя. Это, так сказать, социально значимый проект.

Хотя, в политику всё не упирается. Есть ещё и коммерческая сторона вопроса. Лучший сават — во Франции, лучший муай-тай — в Таиланде, а настоящее каратэ  — на Окинаве. Каждая национальная школа боя — это миф, мобилизующий потоки туристов, жаждущих прикоснуться к национальной экзотике. Таиланд, в этом отношении, — лучший пример. Сегодня в Таиланд едут бойцы со всего мира, потому что там — самые продвинутые кэмпы. И продвигают их далеко не тайцы. Американцы и европейцы строят на Пхукете тренировочные лагеря, а дистрибьюторские фирмы по всему миру создают им мощную рекламу. Сегодня каждый поклонник боевых искусств считает обязанным съездить на тренировку в Таиланд.

засечный бой тренировка

Отечественные стили на рынке боевых искусств

Отечественные школы боя (национальные) — весьма молоды. Свою историю они начинают с 80-х, 90-х годов, когда возник спрос на наше, родное. В советское время кулачный бой никому нужен не был, а вот с развалом Союза Россия, в поисках духовной опоры, обратила свой взор на наследие предков. А дальше начались фантазии на тему «как это было». Иногда удачные, но в основном — жалкая попса. Народ этой «хохломы» вкусил, пожевал, пожевал, да и выплюнул: продукт оказался низкого качества.

Почему сегодня крепкие молодые люди идут в ММА, кикбоксинг и муай-тай? Почему отечественные школы до сих пор занимают в России маргинальное положение? Ответ прост: они совершенно не конкурентоспособны.

Важно понимать, что наиболее раскрученные бренды от боевых искусств являются турнирными школами. Что это значит? Это значит, что они развиваются и популяризируются посредством турниров. Никто не создавал бокс. Он создавался и создаётся тысячами людей по всему миру. Были лишь успешные организаторы и промоутеры, продвигавшие эту форму состязаний. А техника боя шлифовалась рингом.

В противовес турнирным школам боя, почти все отечественные псевдорусские стили — авторские разработки, впитавшие не только энтузиазм их создателей, но и их заблуждения. Авторские школы на открытом ковре всегда будут проигрывать школам турнирным. Но разве авторские школы боя имеют отношения к традиции? Традиция подразумевает народную состязательность, у неё не может быть автора. Кто создавал стеношные бои? Да никто. Их создавала практика боя.

Сегодня, для создания русского бокса, важно понять, что только полноконтактный ринг может подарить России свою жемчужину боевого искусства. Ту, которая потеснит на мировой арене самые популярные боевые направления.

прорыв засечный бой

Национальный бокс

Кулачные бои на Руси существовали в трёх основных формах: «сам на сам», «стенка на стенку» и «свалка-сцеплялка». Каждая из этих форм боя является народной традицией, подразумевает полный контакт и жёсткую соревновательность. Наша беда в том, что у нас пока не нашлось своего маркиза Куинсберри, который смог бы превратить просто мордобой в полноценный спорт.

Возрождение в мире спорта кулачных боёв «сам на сам» должно встретить самую жёсткую конкуренцию. Потому что в формате «один на один» дерётся весь мир. Однако, и здесь есть возможности для роста. Пожалуй, это вопрос вложенных инвестиций и государственной поддержки.

Другое дело — стенка. Стеношными боями по России сегодня занимаются многие: от фольклорных коллективов, до фанатских клубов. Однако вся проблема превращения самого действа в полноценный спорт с чёткой ситемой судейства и сведением к минимуму травматизма. Мне кажется, что русская стенка — наиболее перспективное и понятное отечественному зрителю явление, которое заслуживает самого пристального внимания. Ведь, по сути, ничего подобного мир боевых искусств ещё не знает. А пора бы.

«Свалка-сцеплялка» — самая архаичная форма боя, подразумевавшая бой всех против всех. Это суперзрелищно и суперэкзотично. На этой кулачной традиции построен засечный бой, имеющий чёткую систему правил и судейства. Не за горами тот день, когда засечный бой станет видом спорта России, подарив миру принципиально новое видение спортивной схватки. Пока так дерутся только в России. Но наступят времена, и в Россию поедут учиться так драться со всего мира.

засечный бой схватка

Зелёный свет

Однако без государственной поддержки, без соответствующих инвестиций вывести национальную школу боя на международный уровень, какой бы оригинальной она не была, принципиально не возможно. Остаётся надеяться, что заинтересованная в росте патриотических настроений власть, даст зелёный свет своим, национальным школам боя, турнирным системам, способным потеснить интернациональный шабаш, заражающий молодёжь духом наёмничества и интегрирующий её в систему гладиаторских боёв.

Сегодня русские парни едут проводить отпуск в Таиланд, внимательно слушая своих тайских учителей и их отечественных представителей. Вместе с этим они вывозят из России свои деньги, свои мысли, свою энергию. Изменится эта ситуация или нет — вопрос появления национальной школы боя, русского бокса.

Рудияр


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *