СИЛА ВЕРЫ: разум против фанатизма | RUDIYR.RU
RUDIYR.RU
вера

СИЛА ВЕРЫ: разум против фанатизма

Заставь дурака богу молиться – он себе лоб расшибёт.

Русская поговорка.

Нам так привычно рассуждать о способности человека верить. Верят все, и каждый в своё — что тут может быть удивительного?  Ан, нет! Учёным мужам всё одно неймётся, пытаются проникнуть в материальную природу веры. Ну и пусть! Может быть, когда-нибудь благодаря им мы, простые смертные, сможем понять, как человек научился верить, и что есть вера: адаптивное свойство разума, выгодное для выживания, или побочный продукт нашей эволюции.

Где кончается знание и начинается вера?

Однажды мудрец воскликнул: «Я не верую, ибо я знаю!» И стал глупцом. Ибо человек наделён способностью верить вне зависимости от степени своей осведомлённости. Это объективное свойство человеческого разума. А, быть может, не только человеческого.  

Скажу ещё раз: верят все, и каждый – в своё. Кто-то в бога, кто-то в физику, как бога. Кто-то в деньги, кто-то в бабу Глашу, умеющую гадать на кофейной гуще. Кто-то верит в то, что разговаривает с духами, кто-то считает, что в Волге живут динозавры. Вера – это наша способность, как, например, способность абстрактно мыслить. Мы не отличаемся друг от друга способностью верить, мы отличаемся тем, как распоряжаемся этой способностью. Кто-то верит попу, кто-то телеведущему, кто-то своей подружке или Александру Маркову на худой конец…

Кто и зачем противопоставил знание и веру? Разве это – взаимоисключающие понятия?

Когда вера – это диагноз

Вера – это способность, которой надо уметь распорядиться. А то придётся верить чёрт знает во что. И, кстати говоря, как любая способность, вера должна быть подчинена силе самоконтроля. А иначе она выливается в фанатизм.

Фанатик – носитель догм. Абсолютная вера наделяет его бронелобостью, которые многие путают с силой духа. Я эту «силу духа» наблюдаю каждый день, когда иду во хлев. Там тоже сидят жертвы собственной бронелобости.

В чём прелесть научного подхода к созданию картины мира, так это в том, что в ней всегда есть место реформам. Учёный оставляет за собой право на ошибку. Кодекс чести принуждает его лелеять собственные сомнения. И благодаря этим сомнениям, он способен отречься от прежних позиций в разрез с честолюбием и в пользу торжества истины.

Догматик на это не способен. Ему проще совершить ритуальное самоубийство или убить несогласного, чем поменять что-то в застывшей картине мира, созданной для него «священным писанием».  Как часто приходится слышать: «В Библии сказано..», «В Коране написано…», «Веды говорят…», «Рен-ТВ показало…» и т.п. И всё это – от Бога, а значит –  святая истина! Удобная, надо сказать, позиция, избавляющая от головоломок и личной ответственности. А, кроме того, возвышающая тебя над неверующими неправедниками.

Театр теней

Учёные мужи, может, всего какие-то пару десятилетий серьёзно изучают способность человека верить, отслеживая разного рода «….граммы», снятые хитроумными приборами с мозгов верующих. А способность человека верить, тем не менее, эксплуатируется уже многие тысячелетия. Мы даже инструмент соответствующий создали. «Религия» называется.

Религия – она как гвоздодёр: можно гвозди ржавые вытаскивать, а можно и головы пробивать. Это я к тому, что не стоит к религии делать приставку в виде знаков «-» или «+». Глупости в книжках и сейчас пишут, а в древние времена  — тем более простительно. Там где дурак всё поймёт буквально, мудрец выделит зерно истины.

Человек способен носить в себе некую сложную модель мира и благодаря ей управлять своим поведением. Но не каждый эту картину может создать. Религия занимается организацией духовного пространства. Если ты сам не можешь разобраться, во что следует верить, а во что нет — обратись к религиозному вероучению, там получишь подробные инструкции.  Отринешь сомнения, обратишься к истинному богу, и станешь… аки горлица! Чистая-пречистая! С довольной улыбкой на устах, символизирующей наступление долгожданной нирваны. А над точками сингулярности пусть ломают головы учёные мужи. Им хмурые рожи очень идут.

Про Иванушку-дурачка

Отдельно хотелось бы сказать о неоязычестве. А именно о засилье в этой теме лубочных дурачков с расшитыми в петушки рубахах. В принципе, на дураков тема и рассчитана. Их в стадо собрать куда проще, чем викингов.

Какой должен быть идеальный неоязычник? Знать все 368 славянских божеств наизусть, уметь плясать под гармошку, быть вегетарианцем, мечтать уехать жить в деревню, справно гнуть спину перед вкопанным в землю бревном, уметь кричать «Слава!» в резонанс с древними эгрэгорами славяно-ариев. Ничего не забыл?

Вот что объединяет верующих всех мастей – так это пена на губах. Во истину, сомнение – подруга мудрости…

 

Меч веры держи крепкой рукой разума

Вера нужна человеку, поэтому мы к ней и тянемся. Нам нужно во что-то верить. Не всегда мы сами можем разобраться в этом, но все мы нуждаемся в твёрдой почве под ногами, которую дать нам может только ясная картина мира. Трудно пустить сомнение в свою жизнь, но в том и проявляется подлинная сила человеческого духа, чтобы позволив себе сомнение, не сломаться под его тяжестью.

Вера – она, как тяжеловоз. Можно сесть и ехать по жизни. Но иногда нужно менять направление своего движения, ибо каждая ветвь гнётся в поисках своей дороги к солнцу. Тот, кто откажет себе в гибкости – засохнет и упадёт вниз мёртвым суком.

Желающий открыть в себе силу, должен подчинить себе веру. Научиться ей пользоваться. Нужно суметь принять одну простую вещь: человек несовершенен, мир несовершенен. Оставьте за собой и за другими право на ошибку, оставьте за собой право на развитие. Развитие приходит через изменение.  Это – естественно. Это – эволюция.

Вера способна нас сделать очень жёсткими, твёрдыми и непреклонными. И это необходимо там, где это необходимо. Тогда вера превращается в добро. Она становится мечом, усиливающим сильного. Но потеряй голову, откажись от собственного права ДУМАТЬ и станешь ослом, который силой своей веры потащит чужую повозку…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =