практическое естествознание

Практическое естествознание: столкновение с реальностью

Когда мы планируем путешествие по малознакомой местности, то предпочитаем иметь в кармане карту и компас. Иначе так просто сбиться с пути. Но давайте посмотрим на проблему шире: путешествие в никуда начинается для нас тогда, когда мы покидаем чрево матери. Будущее неопределённо, и никто не знает, что принесёт нам день грядущий. Нам необязательно покидать пределы собственной квартиры, чтобы совершать перемещение во времени. Жизнь — это движение, которое нельзя остановить. Хорошо было бы иметь навигатор в этом Великом Походе. Чтобы в итоге прийти хотя бы куда-нибудь. Это и есть практическое естествознание.

 

Тёмная энергия Тёмного Леса

Карту мироздания рисует наш мозг, используя информацию, поступающую от органов чувств. Разные виды животных используют для ориентирования разные органы чувств, поэтому фактически живут в разных реальностях. Однако органы чувств — всего лишь краски. Мозг, подобно талантливому художнику, способен с одной и той же акварели создать бесконечное разнообразие полотен. При выборе сюжета он опирается  на прошлый опыт. Поэтому каждый человек является демиургом личной Вселенной, отличной от миров других людей.

С уверенностью можно сказать: мы заинтересованы в том, чтобы создаваемые нами миры максимально возможно соответствовали объективной действительности. В этом — залог нашей эффективности и способности адекватно реагировать на внешние изменения. Однако так же не вызывает сомнений тот факт, что наше стремление достичь абсолютной истины заведомо обречено на провал. Какой он, реальный мир, нам не суждено узнать никогда… Тёмная материя составляет 95% от массы Вселенной, скрывая от человеческого разума действительную картину событий. 95% всего, что с нами происходит — не осознаётся нами, уходя в бездонные архивы бессознательного. Блуждая по Тёмному Лесу, мы пытаемся связать воедино отдельные осколки бытия и на их основе построить гармоничное мировоззрение, способное дать ответы на все загадки жизни.

практическое естествознание

Попытки человека построить личную систему взглядов, именуемую мировоззрением, часто напоминают сбор пазлов. С той лишь разницей, что пазлы эти имеют динамическую форму и, перманентно меняясь, вновь и вновь ставят перед нами проблему их состыковки. Тогда как создаваемый рисунок в большей степени зависит от субъективного желания что-то увидеть, чем от объективного содержания самих пазлов.

Неудивительно, что сложность проблемы становится главной причиной отсутствия полноценного мировоззрения у подавляющего числа сапиенсов. Большинству приходится довольствоваться «мозаикой», складываемой из обрывков школьных знаний, особенностей профессии и сводок новостей. Кое как склеенная аппликация работает так же хреново, как и убого смотрится. Нет красоты взглядов, ибо нет гармонии взаимодействия с миром.

А, между тем, психологи отмечают, что у человека существует врождённая потребность в обладании устойчивой, стабильной картиной мира, в которой  каждая вещь, процесс и явление лежали бы на своей полке. Такая система координат позволяет человеку наблюдать выраженную причинно-следственную связь, уверенно прогнозировать ход событий и чувствовать, что он может результативно воздействовать на внешний мир. «От меня ещё что-то зависит!» — это важно осознавать, чтобы добровольно не засунуть голову в петлю.

Вот человек и ищет, часто используя опыт прошлых поколений, окунаясь в мир науки, религии и философии…

 

Истина где-то рядом…

Казалось бы, наука должна суметь удовлетворить потребности человека в создании стройной картины бытия. Собственно, наука тем и занимается, что добывает знание, связывая его с уже имеющимся. Только вот проблема вполне очевидна: школа, подобно конвейеру, выпускает миллионы образованных граждан, жадно читающих гороскопы, обсуждающих «Битву экстрасенсов» и выпаривающих урину на полнолуние. Откуда это мракобесие в наш просвещённый век? Может быть проблема в системе образования? Безусловно. Однако, это ещё не всё. Существует острая проблема самой науки, которая стала инструментом добычи «объективного знания», и которая никогда не ставила для себя задачу эффективного доведения этого знания до простых смертных, не готовых искать истину в полумраке пещер лабораторий.  Должна, в коне концов, появиться Наука Наук, выводящая простую, понятную даже ребёнку связь между астрофизикой и классической музыкой.  Тогда учиться станет проще, а жить легче.

А пока горячие головы ищут истину в священных текстах и топорно (не люблю этого слова) склеенных ритуалах. Ибо религия, какими бы абсурдными ни были её парадигмы, худо-бедно даёт Гомеру Симпсону расклад куда идти и с кем сражаться. Прочие вынужденны заниматься личным духотворчеством, преисполненным горьких разочарований и обидных ошибок. Однако… Дорогу осилит идущий. К тому же, как говорит мой старый друг, которому осталось сидеть ещё восемь лет: «Отсутствие выбора упрощает выбор». Не имея собственного инструмента строительства и преобразования духовного ( кому нравится — «психического») пространства, мы вынуждены идти на поклон к «барину» и использовать готовые шаблоны, уравнивающие нас с иными безмозглыми вшами. Это — трагедия Человека Верующего: если ты сам не способен создать собственное (читай «родовое», «клановое») мировоззрение, будешь пользоваться широкорастиражированной попсой, созданной для тонких манипуляций. Ибо тот, кто определяет для тебя, что есть «хорошо», а что «плохо», где искать «бога», а где прячется «дъявол», владеет твоей душой, деньгами и совестью.

практическое естествознание

Не всех устраивают такие перспективы. И, с подозрением поглядывая на жреческую прослойку, ни в чём себе не отказывающую, человек спешит дальше, подгоняемый духовным голодом. И вот тут то бы на арене должна появиться философия. Но… философия — это скука. Это хрен знает что и хрен знает про что. Помню, что сдавал экзамен, но о чём он был — стёрлось в памяти, как деталь несущественная. Нам вбили в голову, что философия — это, пардон, тягомотина на страницах классических произведений, которые хочется вырвать, и тогда на сюжет останется совсем ничего. Философия — это вообще ни о чём, обломовщина какая-то. Удел дебилов из дурдома и задротов, всё ещё посещающих библиотеки в силу комплекса неполноценности.

А между тем философия должна преподаваться с первого класса. Может быть тогда мир заполниться любознательными, доброжелательными и мудрыми людьми, способными уважать, ценить и благодарить, при этом не разбивая себе лбов в богадельнях.  Способными познавать и ценить знание, как высшее культурное достояние.

Любовь к мудрости

Философия зародилась вместе с нашим видом. Можно уверенно утверждать, что во времена палеолитической революции она уже существовала. Ибо религия вышла из философии, и без философии не могла появиться в принципе. Человек видел, человек познавал, человек увязывал опыт текущий с опытом прошлым. Это — философия. Это — анализ. Это — прогноз. Это — формирование картины бытия. Мировоззрение может быть религиозным, но нет мировоззрения без философии. Более того, именно философия впоследствии стала наукой, подарив человечеству научный метод познания. Недаром ещё Ньютон называл физику «натурфилософией».

Сегодня учёные вооружены мощнейшими приборами, эксплуатирующими возможности технического прогресса. Эти возможности, все эти «синхрофазотроны» и «адронные коллайдеры», отделяют современных волхвов от нас, поганых смердов, всё таких же тёмных и безнадёжных, не смотря на бесплатное высшее образование для всех слоёв общества. Но так было не всегда. Вспомним Древнюю Грецию. Вспомним Диогена, которому бочка, сума и посох служили инструментами познания реальности и природы человека. Разум человека всегда был главным, и, как правило, единственным орудием взламывания тайн мироздания. Не стану спорить: быть может не каждый философ претендует на высокое звание учёного, но каждый учёный, безусловно, является философом.

практическое естествознаниеМы, свидетели становления виртуальной цивилизации, мы, выросты на клавиатурах своих персональных компьютеров, всё так же нуждаемся в пытливом разуме естествоиспытателя, как и наши далёкие предки, крушившие гранитом кокосовые орехи. Ибо с научно-техническим прогрессом необходимость установления причинно следственных связей никуда не исчезла. Мы так же часто (а может быть и поболее) задаёмся извечными «Почему?» и «Как так вышло?» . Нам нужна индивидуальная система познания внешнего мира, способная облегчать наши поиски ответов на многочисленные вопросы, порождаемые нашим движением.  Чтобы быть эффективными. Чтобы всегда возвращаться домой с добычей.

Я хочу сказать, что существует иная философия. Философия, которая нам совсем не знакома, потому что нас с ней не знакомили. Настоящая. Древняя. Современная. Перспективная. Практичная. Жизненно важная. Философия практического естествознания.

Драконоборцы в зазеркалье

Естествознание — это знание о естестве. Нам бывает сложно это принять, но… мир материален. Он сложен из естества, которое, впрочем, часто неуловимо и непредсказуемо. Что лишь подчёркивает наши возможности, а не объективное положение вещей.  Мир познаваем, а значит управляем! Вот суть и соль практического естествознания.  Это мир, где нет места приставке «сверх». Сверхъестественное оставим тем, кто достаточно ленив, труслив и слаб, чтобы искать и не сдаваться. Пузырь надувшейся сопли всегда проще объяснить волей духов или порчей завистливого соседа, чем собственной неряшливостью. Порядок должен быть во всём. В первую очередь — в голове.

Охотник не готов признавать власть стихии, не готов молиться, просить, увещевать, или, подобно голубям Скиннера, совершать нелепые движения, выдавая их за «культуру» и «духовность». Охотник знает: дракон есть, но дракон — иллюзия. Сразить его — дело чести для истинного естествоиспытателя, и это, пожалуй, куда важнее и интереснее, чем работать на свою пенсию.

Философия практического естествознания изучает законы развития Вселенной и человека, познаёт таинство эволюции, проводя параллели между великим и малым, что позволяет находить закономерности в каждом вздохе Мира. Это не попытка переделать Мир, не ультиматум богу, а желание принять истину, какой бы она ни была. Школа практического естествознания должна создать систему воспитания  Охотника — того, кто идёт навстречу реальности, не зная, что принесёт ему новая волна, но готового найти адекватный ответ на любой поворот событий. Разум — наше главное орудие, оружие и наследие, которое, преобразуя и совершенствуя, мы передадим нашим детям.

Познакомиться с азами практического естествознания можно в рамках проекта «Охотник. Ритуал силы»:

Видеокнига «Охотник. Ритуал силы». Руководство по силовой психорегуляции


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *