домашнее образование

Домашнее образование: стоит ли этого бояться?

Ребёнку пора в школу (детский сад). Отдавать или нет? Как взвесить все «за» и «против» и принять правильное решение? Об этом наш разговор.

Эта статья является продолжением предыдущей:

http://rudiyr.ru/prakticheskoe-estestvoznanie/putyovka-v-zhizn-krizis-sistemyi-obrazovaniya.html

Что пугает?

Чего боятся родители, отдавая своего отпрыска «в Систему»?

  • Ребёнка выпустят по «госстандарту».
  • Ребёнку отобьют тягу к знаниям.
  • Ребёнок от сверстников нахватается дурных примеров.
  • У ребёнка подорвут авторитет родителей.
  • Ребёнка будут обижать.

Кроме того, что «пугает», есть ещё и то, от чего «коробит».

  • Ребёнка придётся заставлять учиться.
  • Ребёнку придётся нарушать осанку.
  • Ребёнку придётся выслушивать нотации относительно морали и нравственности, далёкие от того, что пытаются внушить родители.
  • Школа постоянно тянет деньги.
  • Школа навязывает школьную форму.

Сразу оговорюсь: все страхи у родителей возникают на основе их личного опыта. И поэтому критиковать родителей, боящихся отдавать своих детей в школу (или детский сад) — не стоит. У них есть на это причины. Однако, родителям важно понять, что их дети не обязаны проходить тот же путь, и вряд ли его пройдут. Если ваш ребёнок пошёл в школу, это не значит, что его школьные годы по своему качеству будут сравнимы с вашими. Кстати, я очень многих своих учителей вспоминаю с благодарностью.

 

Что привлекает?

И теперь самое время перечислить плюсы.

  • Ваш ребёнок гарантировано получит школьный курс, а вы к этому приложите минимум усилий.
  • Ваш ребёнок однозначно научиться выживать в человеческом обществе, выбрав наиболее удобную для него линию поведения в коллективе сверстников и при общении со взрослыми.
  • Ребёнок оторвётся от излишней родительской опеки и приучится к самостоятельности.
  • Ребёнок сможет выбрать специализированный класс » с уклоном».

Кто-то отдаёт детей в школу или детский сад, не задумываясь. Просто потому, что даже не мыслит об альтернативах. Кто-то — потому что ощущает, что сам не сможет дать жеребёнку нужный объём знаний. Но в подавляющем большинстве случаев, мы делаем это, потому что нам нужно работать. Мы бы, может, и рады сами возиться со своими отпрысками, повторяя с ними школьный курс физики. Но кто будет тогда зарабатывать? Вот и приходится из многих зол выбирать меньшее.

Что делать?

Взвесив все «за» и «против», пора принимать решение. Причём нужно себе уяснить, что решение это, во многом вращается, вокруг создания правильного отношения к проблеме. То есть на деле не так важно, отдадите вы своего хулигана «в систему» или нет. Тут, как говориться, хозяин — барин: сам отдал, сам и заберу. Действительно важно построить правильную линию взаимоотношений с системой образования, чтобы у всех в итоге был минимум проблем. На каких принципах держится эта линия? Пройдёмся по пунктам.

 

Не бояться!

Перестать бояться и переживать — это самое важное. Страх перед системой — это страх перед жизнью. Нет смысла бояться реальности, нужно вырабатывать адаптационные механизмы. Хуже всего, когда человек отдаёт ребёнка в школу,не потому что считает это правильным, а потому что считает, что у него нет выбора. Важно понять, что выбор есть. Это подразумевает внутреннюю работу над собой.

Во-первых, боязнь того, то система покалечит ребёнка не имеет под собой веских оснований. Если сравнить процент людей, успешно закончивших школу, с теми, у кого школа изъяла их потенциал, то последние в явном меньшинстве. И как правило их проблемы связаны, собственно, не с самой школой, а именно с отсутствием адаптационных механизмов.

Во-вторых, стоит перестать слушать полоумное кудахтанье о том, что вне школы ребёнок вырастет неполноценным. В моей деревне два жилых дома. Уже семь лет я слышу о том, что дети в такой ситуации «не пройдут социализацию». Иногда мой старший выезжает в райцентр к бабушке с дедушкой. Это случается не часто, но мальчишки с улицы часто спрашивают бабушку: «А Руян скоро приедет?» Он прошёл социализацию куда успешнее многих из тех, кто посещал детский садик, а остался «забитым» ребёнком.

Не конфликтовать

Страх часто является причиной агрессии. Наши нападки на систему — это страх перед ней. Очень хочется порой поругаться. Но делать этого не стоит. Ибо таким образом, ситуацию можно изменить лишь в худшую сторону.

Учителя, воспитатели, директор — это, в первую очередь, должностные лица, которые обязаны соблюдать должностные инструкции. Они в большей степени, чем мы, являются заложниками системы, и ради своего хлеба насущного обязаны соблюдать соответствующие предписания, даже если в душе с ними не согласны. Однако, когда вы общаетесь с ними, как родитель, вы должны понимать, что несмотря ни на что, вы общаетесь с людьми, имеющими чувство собственного достоинства. И вы строите с ними отношения, как с людьми, и только потом, как с представителями системы. Если мы научимся уважать друг в друге человеческое, то и жить станет проще.

Правильнее занять позицию сильного человека: вас никто не вынуждает, у вас есть возможности, и вы их используете!

 

Домашнее образование

Эта тема становится сейчас очень модной. На слуху. Если в общих чертах, то дело в следующем: по закону ваш ребёнок имеет право на бесплатное образование. Но может им и не воспользоваться. Это тоже его право (то есть ваше, потому что о правах вашего малыша могут сочинять весёлые сказки ювеналы). Это значит, что вы можете обучать ребёнка дома самостоятельно, а экзамены он будет сдавать в той школе, за которой вы его закрепите своим заявлением. И главный вопрос звучит так: сумеете ли вы дать ребёнку нужный ему объём знаний?

Я уверен, что подавляющее большинство людей сможет. И дело в следующем: всякая подлинно народная система (а систем образования такой и является) рассчитана на дебила. Вот яркий иллюстрирующий пример: при поступлении в первый класс ваш ребёнок может не уметь читать. Стандарты этого не требуют, если вы не поступаете в элитное заведение. Но к первому классу читает большинство. Занимаясь со своим дитём самостоятельно, вы применяете индивидуальный подход, который всегда эффективнее работы в классе. Важно, чтобы у вас, действительно, было желание этим заниматься.

А может ли ребёнок заниматься самостоятельно? Да. В возрасте 5-6 лет, он вполне созревает для того, чтобы получать от родителей задания, и самостоятельно над ними трудиться. Ну, а в более старшем возрасте нет никакой проблемы для самостоятельно работы с учебниками.

У меня в гостях была замечательная девушка с Москвы, получившая такое домашнее образование. Она рассказала о том, что она и её братья учились самостоятельно, и при этом, всегда испытывали интеллектуальное превосходство перед сверстниками. Психологи давно подметили: если человек делает что-то сам, то имеет наивысшую степень мотивации.

 

Авторитет семьи

А ещё психологи утверждают: роль семьи в становлении личности минимальна. Первую скрипку играет генетика, вторую — среда (школа, улица). Семья на третьем месте. Почему? Да просто потому, что в течение дня ваш ребёнок более всего общается с людьми за пределами семьи. Вы проснулись, перебросились парой общих фраз — и рассосались по своим экологическим нишам. Вечером встретились на территории квартиры, но общаться некогда: детям нужно делать уроки, сходить в кружок, поиграть на улице. А вам — калым, работа на дом, пиво, телевизор. Больше похоже на сосуществование.

Но семья может быть другой. Правда, тут придётся вспомнить о традиционных ценностях: кланы, тейпы, родовая мораль, семейный бизнес… Зато ваш ребёнок начинает понимать для чего ему учиться, и интегрируется он не в систему, а в клан. В ваше дело.

Если семья обладает своей идеологией, своей родовой моралью, своей жизненной философией, своими ценностями, культами и пр., всё это послужит мощным иммунитетом перед системой. И никакая ювенальная юстиция никогда не уронит авторитет семьи в глазах ребёнка. И вам не придётся бояться, что ваш ребёнок, оставшийся без бумажки, обречён быть букашкой. Вы передаёте ему своё Дело. Эти гарантии сильнее тех, что может предложить государство.

Об идеологии кланового строительства на семинаре 2017:

Семинар по методу «ОХОТНИК»

 

Каким должно быть образование?

Проблема школьных знаний в том, что они воспринимаются в полном отрыве от жизненных реалий. Если бы дети могли самостоятельно решать прикладные задачи, получая при этом нужные знания, то обучение было бы куда эффективнее. Математика, физика, биология — это то, из чего соткан мир. Свести воедино формулы и повседневность — вот благородная задача педагога. И пусть сегодня система не соответствует этим требованиям. Систему создаёт Человек. Воспитаем Человека в себе самих ради будущего наших детей.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *