Чёрная пятница: как психологи сговорились с маркетологами | RUDIYR.RU
RUDIYR.RU
маркетинг

Чёрная пятница: как психологи сговорились с маркетологами

«Чёрная пятница» вошла в тренд. Какой психологический эффект стоит за этим явлением?

Психомаркетинг

Помню, как в университете сдавал зачёт по маркетингу. Такая фигня скучная. Так нам её преподавали. А когда подрос и стал заниматься самообразованием, открыл для себя другой маркетинг — интересный, творческий и даже изощрённый.

Сегодня маректинг использует знания, формулируемые психологией, социологией и даже нейробиологией. Всё, что связано с пониманием природы человека, закономерностями его поведения, типами реакций на внешние стимулы — всё идёт в создание технологий продаж. Не особо гуманно звучит. Но таков двойной стандарт общества потребления: здесь принято на каждом углу кричать о правах человека, но права эти с готовностью будут попраны под хруст всесильных купюр.

«Чёрная пятница» — очередная разработка маркетинга, эксплуатирующая тревожность человека. Страх — хорошая мотивация к действию, даже если это действие — банальная покупка. Но как это работает?

Заставь покупателя бояться

Беда сегодняшнего рынка в том, что он перенасыщен. За покупателем приходится бегать и убеждать его купить то, что ему не нужно. Убеждать можно по-разному. Например, используя метод пряника, когда нас завлекают на очередную акцию бонусами. И если человек повёлся раз, повёлся другой, то у него начинает работать уже иной психический механизм: страх упущенной выгоды. Человек начинает покупать не потому, что это что-то ему даёт, а просто потому, что боится что-то упустить.

И между прочим, кнут для обывателя — мотиватор более эффективный чем пряник. Помните пословицу: «Хочется есть, да не хочется лезть»? Само по себе яблоко на дереве — ещё не повод по дереву взбираться, особенно если сыт и ленив. А вот когда появляется тревога (младшая сестра страха), она убеждает свою жертву: сделай так, и сумеешь избавиться от меня!

Но разве можно избавиться от тревоги, совершая покупки, если причина тревоги с покупками никак не связана? Ведь она — в нашей психической слабости.

Эффективная защита от чёрной магии

Психомаркетинг — чёрная магия XXI столетия. Он аккумулирует в себе беспрецедентные технологии манипулирования людьми посредством скрытого воздействия на их бессознательное. Маркетологи стали напоминать чёрных магов, сидящих в своих пещерах (офисах) и занятых поиском новых зелий и составлением заклятий.

Впрочем, магия работает только тогда, когда в неё верят. А маркетинг — работает в любых условиях. И всё же существует эффективная защита от всех психомаркетинговых уловок. Как в природе хищники и их жертвы эволюционируют параллельно, совершенствуя друг друга, так и маркетинг созидает невольно условия, в которых куётся устойчивый ко всяким акциям покупатель. И основой нашего иммунитета к чёрным пятницам становится наша стрессоустойчивость.

С возрастом человеку свойственно становится более тревожным. Но осознанно созидая самого себя, он может запустить обратный процесс, выковывая сильную, стрессоустойчивую психику. Когда в душе царит лад, а сам человек точно понимает, что ему нужно, его трудно сбить с пути сомнительными бонусами и, тем более, страхом упустить бессмысленную покупку. Развитие стрессоустойчивости становится нашим главным оружием в борьбе с чёрной магией.

Хотя, что плохого в том, чтобы приобрести товар по акции? Ничего. Лишь бы покупка была сделана, действительно, осознанно. Тогда разочарование не наступит ещё до момента разворачивания обёртки…

Рудияр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − десять =