Чёрная пятница: как психологи сговорились с маркетологами | RUDIYR.RU
RUDIYR.RU
маркетинг

Чёрная пятница: как психологи сговорились с маркетологами

«Чёрная пятница» вошла в тренд. Какой психологический эффект стоит за этим явлением?

Психомаркетинг

Помню, как в университете сдавал зачёт по маркетингу. Такая фигня скучная. Так нам её преподавали. А когда подрос и стал заниматься самообразованием, открыл для себя другой маркетинг — интересный, творческий и даже изощрённый.

Сегодня маректинг использует знания, формулируемые психологией, социологией и даже нейробиологией. Всё, что связано с пониманием природы человека, закономерностями его поведения, типами реакций на внешние стимулы — всё идёт в создание технологий продаж. Не особо гуманно звучит. Но таков двойной стандарт общества потребления: здесь принято на каждом углу кричать о правах человека, но права эти с готовностью будут попраны под хруст всесильных купюр.

«Чёрная пятница» — очередная разработка маркетинга, эксплуатирующая тревожность человека. Страх — хорошая мотивация к действию, даже если это действие — банальная покупка. Но как это работает?

Заставь покупателя бояться

Беда сегодняшнего рынка в том, что он перенасыщен. За покупателем приходится бегать и убеждать его купить то, что ему не нужно. Убеждать можно по-разному. Например, используя метод пряника, когда нас завлекают на очередную акцию бонусами. И если человек повёлся раз, повёлся другой, то у него начинает работать уже иной психический механизм: страх упущенной выгоды. Человек начинает покупать не потому, что это что-то ему даёт, а просто потому, что боится что-то упустить.

И между прочим, кнут для обывателя — мотиватор более эффективный чем пряник. Помните пословицу: «Хочется есть, да не хочется лезть»? Само по себе яблоко на дереве — ещё не повод по дереву взбираться, особенно если сыт и ленив. А вот когда появляется тревога (младшая сестра страха), она убеждает свою жертву: сделай так, и сумеешь избавиться от меня!

Но разве можно избавиться от тревоги, совершая покупки, если причина тревоги с покупками никак не связана? Ведь она — в нашей психической слабости.

Эффективная защита от чёрной магии

Психомаркетинг — чёрная магия XXI столетия. Он аккумулирует в себе беспрецедентные технологии манипулирования людьми посредством скрытого воздействия на их бессознательное. Маркетологи стали напоминать чёрных магов, сидящих в своих пещерах (офисах) и занятых поиском новых зелий и составлением заклятий.

Впрочем, магия работает только тогда, когда в неё верят. А маркетинг — работает в любых условиях. И всё же существует эффективная защита от всех психомаркетинговых уловок. Как в природе хищники и их жертвы эволюционируют параллельно, совершенствуя друг друга, так и маркетинг созидает невольно условия, в которых куётся устойчивый ко всяким акциям покупатель. И основой нашего иммунитета к чёрным пятницам становится наша стрессоустойчивость.

С возрастом человеку свойственно становится более тревожным. Но осознанно созидая самого себя, он может запустить обратный процесс, выковывая сильную, стрессоустойчивую психику. Когда в душе царит лад, а сам человек точно понимает, что ему нужно, его трудно сбить с пути сомнительными бонусами и, тем более, страхом упустить бессмысленную покупку. Развитие стрессоустойчивости становится нашим главным оружием в борьбе с чёрной магией.

Хотя, что плохого в том, чтобы приобрести товар по акции? Ничего. Лишь бы покупка была сделана, действительно, осознанно. Тогда разочарование не наступит ещё до момента разворачивания обёртки…

Рудияр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + один =